Журнал

Природный сад

post

Природный сад

  Как его только не называют: сад-эко, натургарден, сад в естественном стиле и даже «дикий» сад. Во всех случаях речь идет о природном садовом стиле, набирающим все большую популярность. Что это – мимолетная мода, разумный подход к экологии или страстное желание ощутить себя частью родной природы?

  Если вчера мы просто нуждались в глотке свежего воздуха, то сегодня наши притязания к отдыху и оформлению загородного участка весьма существенны, если не сказать, претенциозны. Сады строгих линий и больших газонов уходят в прошлое, уступая место ландшафтам с мягкими границами и естественными пейзажами.

  Основоположником природного стиля по праву считается известный голландский дизайнер Пит Удольф. Участие в выставке садового искусства в Челси в 2000 году с проектом «Вдохновение от природы» сделало его имя невероятно популярным в ландшафтной среде. Новый взгляд на современный сад сразу пришелся по вкусу, как профессиональным дизайнерам, так и обычным владельцам земельных участков. Эко-стиль быстро распространился в США и Европе, а затем и в России.

  В его основе – растения местной флоры, свобода естественных форм и структур, умеренное наполнение цветом, неформальные посадки, натуральные материалы и минимум декора. Дорожки отсыпаны молотой щепой или гравием, они то и дело прячутся за островами кустарников или куртинами многолетних трав. Геопластика – не нарочитая, а мягкая и дозированная. Вмешательство человека настолько деликатно, что практически невозможно провести границу между садом рукотворным и его ближайшим природным окружением, будь то лесной массив или разнотравный луг.

  Поскольку природный сад – органичное продолжение местной экосистемы, перед его созданием внимательно изучаются все географические особенности местности: рельеф, почва, уровень грунтовых вод, климатические условия.

  Если это лесная зона, то разумнее всего разбить природный сад лесного типа, сохранив на участке часть имеющихся деревьев и кустарников, дополнив их другими видами, подходящими по условиям произрастания. Для средней полосы уместны такие древесные культуры как береза, клен, яблоня, лещина, рябина, черемуха, из хвойных – ель и сосна. Неприхотливые кустарники – бузина, шиповник, жимолость татарская, спирея, барбарис, гортензия.

  Другая сцена дикой природы – степной участок со злаками, или сад прерий. Именно прерии, с легкой руки Пита Удольфа, особенно востребованы дизайнерами и садоводами. Это живописные сообщества из высоких архитектурных растений (коровяк, чертополох), разнообразных злаков (мискантус, луговик дернистый, просо) и устойчивых степных многолетников (ромашка, василек, эхинацея, синеголовник, кровохлебка, зверобой).

  Принципы посадки, разработанные Удольфом, – матричные и блочные. Матричные представляют собой смешанные посадки из двух групп растений. Основной массив травянистых многолетников (1-2 вида) занимает 70 % площади, а сопутствующие растения, или наполнители, - 30 % площади. Типичные блочные посадки – когда в крупные блоки основных растений встроены одиночные растения-«выскочки». Логично предположить, что именно «выскочки» несут в композиции особую смысловую нагрузку. Они призваны держать «лицо» на протяжении всего сезона, например, декоративной листвой, долгим цветением, выразительными соплодиями при осеннем угасании.

  Баланс между устойчивостью к условиям произрастания, привлекательной внешностью и способностью коммуницировать в большом цветочном «коллективе» - критерий, который выявил несомненных лидеров. Вот некоторые из них: анемона гибридная, астра татарская, астильба китайская, эхинацея пурпурная, мискантус китайский, монарда гибридная, просо прутьевидное, сеслерия осенняя, вероникаструм виргинский, наперстянка, луковичные. Сколько линий, вертикалей, структур, объемов! Какое разнообразие форм соцветий! Ромашки, шары, зонтики, свечи, кисти… Их очертания и цветовые пятна поддерживаются воздушными растениями-завесами, злаками, искусно драпирующими полотно разнотравья.

  Альтернатива степного участка, но на сухих почвах, – гравийный сад. Это имитация сухих каменистых россыпей, перемежающихся с растительными коврами из седума и молодила, полыни и молочая, котовника и тимьяна. Гравийные сады не требуют больших затрат и пристального ухода, и особенно актуальны в условиях дефицита воды.

  Экологическую линейку природного сада можно продолжить: подражание горной или холмистой местности, побережью, влажному оврагу и солнечному лугу, болоту, пустыне… Очевидные достоинства любого из них - малоуходность и долговременная красота.

  Создание естественных садов только на первый взгляд может показаться легким делом. Нет, это не просто пейзажные посадки, подсмотренные у природы. Работа требует глубокого изучения растений и динамики их развития, понимания взаимодействия флоры и фауны местной среды обитания, тонкого вкуса и чувства меры. «Дикий» сад не копирует пейзажи соседнего леса или луга, не регламентирует пространство, он призван формировать ощущение естественной красоты, гармонии. В упорядоченном живописном беспорядке может найтись место и топиару, и скошенной дорожке, и современной скульптуре, и интродуценту.

  Безусловно, это модный тренд современного ландшафтного дизайна. И жизнеспособная экологическая модель сада. И ностальгия… о чистоте, спокойствии, о духе лесном, о близости с природой и заветном желании - плыть с ней по течению.