Журнал

Акцент. Вне времени

post

Акцент. Вне времени

Проходят годы, меняются садовые стили, сюжеты, предпочтения. Но есть вещи, которые остаются неизменными. К таким понятиям в ландшафтном искусстве относятся, например, принципы построения композиции, один из которых – акцент.

Представьте себе любой природный уголок. Что бы это ни было, опушка леса или пшеничное поле, ваш взгляд будет скользить по картинке до тех пор, пока не «зацепится» за какой-нибудь объект особенный – большое дерево, яркое пятно, даже пушистое облако. Без такого элемента, акцента, пейзаж растекается, не держит форму, не «играет» с нашим воображением.

Этот важный принцип и был некогда заимствован у природы ландшафтными дизайнерами. Выбор того или иного акцентного элемента зависит от ряда важных факторов: размеров участка, стилистики сада, вкусов хозяина. В маленьком саду достаточно одной выразительной детали, в большом – 3, максимум 4. При строгой геометрической планировке в качестве акцента будет уместен классический фонтан или скульптура, яркий партерный цветник или топиар. В природном саду – живописное лиственное дерево, яркий кустарник, романтическая арка, группа пионов или лилейников. Японские мотивы сделают актуальными фонарик или бамбуковая изгородь. Стиль «кантри» подчеркнут такие дизайнерские штучки, как деревянные скворечники, бочка-клумба, дровник необычной формы, грядка с пряными травами, раскидистый куст красной смородины, даже коромысло.

В центр нашего внимания может попасть и замшелый камень, и вазон под старину, и миниатюрный прудик с лягушками, и солнечные часы, и изысканный парапет. Да что угодно, лишь бы в полной гармонии с окружением. Фокусные детали располагают в тех местах, где отчаянно не хватает красок, форм, объема, эмоции. Они оживляют среду, притягивают взгляд и невольно вовлекают в путешествие по саду, рисуя нам все новые и новые живописные этюды.

Если используется дерево, необходимо подумать о его форме. В композиции, где много древесных культур с округлыми кронами, хорошим акцентом будет вертикаль - колонновидный дуб или узкопирамидальная туя. В низком или монотонном саду – объемное дерево с выразительной листвой или хвоей, ива плакучая, каштан конский, сосна кедровая. Можно задействовать цвет – посадить клен или пузыреплодник с красными или желтыми листьями, дерен белый вариегатных сортов. Растение, выбранное для координационного элемента, должно быть декоративным в течение всего сезона, не подвержено болезням и вредителям. Если в основе замысла – красивое, но короткое цветение, потребуются несколько сезонных элементов, которые будут последовательно сменять друг друга, выполняя функцию садового акцента.

Часто в роли акцентов выступают так называемые малые архитектурные формы (мостики, скамеечки, качели, перголы, подпорные стенки), любые садовые аксессуары и предметы декора. Валун, покрытый лаком, превращается в мокрый, намекая на горный ручей или морскую волну, где-то совсем рядом. Человеческим фантазиям нет предела.

Яркие детали – не только вопрос эстетики. С их помощью можно зонировать пространство, подчеркнуть рельеф, замаскировать проблемные места.

Увы, нет единой волшебной формулы с двумя неизвестными, «актуальный акцент» и «оптимальное место», которая даст готовое решение. Поэтому так важно мнение специалиста в данном вопросе. Одна и та же деталь может превратить садовый пейзаж в настоящее произведение искусства или, напротив, безжалостно разрушить самую удачную композицию. Если вы стремитесь реализовать собственные идеи, наберитесь терпения, прислушайтесь к своему саду. Возможно, он сам подскажет вам варианты, имена которых – естественность и гармония…